Семейный сайт

Питание

Дети и Родители

Домашние животные

Здоровье и красота

Хобби Отдых Досуг

Интересно

Питание Дети и Родители Домашние животные Здоровье и красота Хобби Отдых Досуг Интересно

Чтение для современной молодежи, что читает современная молодежь

Чтение для современной молодежи, что читает современная молодежь

Вопрос чтения в молодежной среде – дело серьезное и даже государственное. Книги формируют личность, мышление, язык, национальное чувство и многое другое, без чего человека нельзя в полной мере считать цивилизованным. В среде людей «постарше», выросших в самой читающей стране, принято утверждать, что молодежь не интересуют книги, что их место заняли компьютерные игры, социальные сети и прочие развлечения. Отчасти это так, но все же общая картина не так безнадежна. Молодежь читает, пусть по другому, пусть не так много и «запойно», как их отцы и деды.

Министерство образования и его региональные центры даже проводят регулярные исследования по этой теме. Государству интересно молодежное чтение; другой вопрос – может ли оно (и должно ли?) эффективно влиять на условно «внешкольные» литературные интересы молодых людей. Социология определяет понятие «молодежный» во временных рамках от 14 до 28 (иногда 30) лет. В отечественной традиции такой негласный порог несколько ниже, и определяется 25-тилетним возрастом, когда организм перестает расти физически. В любом случае, этому периоду человеческой жизни характерны любопытство, отрицание авторитетов, поиск себя и своего места в социуме. Развлекательная сторона чтения в молодом возрасте также важна. Попробуем разобраться: что, как и зачем читает современная русскоязычная молодежь.

Интернет VS Бумажная книга

Развитие коммуникационных технологий и цифрового формата серьезно изменило процесс чтения, и не только у молодых. Но, естественно, молодежь по определению больше расположена к восприятию нового. «Удельный вес» текстовой информации, воспринимаемой современными молодыми людьми, как это ни покажется странным старшему поколению, весьма велик. Но качество информации, ее свойства и назначение претерпели в интернете серьезные изменения.


Чтение «большой книги» стало если не редкостью, то каким-то особым мероприятием – закачать в планшет или телефон, настроить программу-ридер, закрыть браузер. Литература в сети существует в совершенно разных, подчас причудливых и нелепых ипостасях. Например, в последние год-два в соцсетях стали популярны картинки-цитаты, на которых условные Ремарк, Омар Хайям или Федор Михайлович «высказывают» пафосные банальности, часто выдуманные или искаженные. Да, это новый способ существования литературы, да – это нужно принять как данность и смириться.

В сетевой культуре существуют и другие «поветрия», вроде массовых перепостов низкохудожественных произведений современных блогеров, построенных на «вирусном принципе». Впрочем, «малая сетевая литература» не исчерпывается низким жанром. В соцсетях ведут свои онлайн-дневники известные писатели и литературные критики. Популярности и массовости подписчиков Фейсбук-страницы Татьяны Толстой может позавидовать некрупное издательство. На стыке литературы и публицистики «работают» Захар Прилепин, Лев Пирогов, Александр Кабанов, Дмитрий Быков и многие другие, в разной степени известные и авторитетные авторы. Это новое интерактивное качество чтения, когда молодой человек может, перепостить текст со своей ремаркой, высказаться в комментарии и, если повезет, получить ответ от блоггера, серьезно изменяет восприятие.

В 2013 году московский студенческий журнал провел анкетирование среди читателей и их друзей. В ряду стандартных вопросов был один интересный – чем вас раздражает бумажная книга? Эта социологическая провокация принесла не менее интересные результаты: 60% респондентов высказались в ключе: раздражает тем, что не интерактивна, отсутствует гипертекст, возможность «нагуглить» незнакомое понятие. А 16% были недовольны невозможность комментировать, как в соцсетях.

Еще одной массовой особенностью сетевого чтения (или в данном случае слушания) стали аудиокниги. Пусть пик популярности этого способа воспринимать литературные произведения остался в прошлом, но свой стабильный процент любителей аудиокниги все же удерживают. В «аудиожанре» существуют даже специфические молодежные произведения, озвученные узнаваемыми в этой среде голосами.

Современная молодежная литература – отдельная тема, неоднозначная и противоречивая. Эта ниша чуть менее, чем полностью забита коммерчески-развлекательными произведениями, часто невысокого качества. Романы про загадочных и сексуальных подростков-вампиров, дневники «падших ангелов», вариации на тему «одиночества в сети» – все это охотно и массово потребляет современная молодежь. На втором месте стоит жанр фэнтези, который со всеми оговорками, все же имеет качественные и высокохудожественные образцы. Тот же цикл про Гарри Поттера, при всей «истертости» темы, вполне хорош и по праву носит культовый статус.

Что читает молодежь

В рамках подготовки к этой статье довелось пообщаться с Максимом Мошковым, отцом-основателем гигантской библиотеки Lib.Ru и нескольких подобных проектов . На прямые статистические вопросы о возрастном характере интереса к определенным книгам и жанрам Максим затруднился ответить, но пару любопытных тенденций отметил. Например, большой интерес к современной русской прозе – Пелевин, Прилепин, Минаев, Улицкая. Потребность в классике у молодежи также стабильна и неизбывна. В остальном, по жанрам картина та же, что и «в среднем по палате»: вампиры, окололюбовные любовные романы, фэнтези и фантастика.


Кропотливое изучение статистики скачиваний и покупок в онлайн-библиотеках и магазинах оказалось весьма интересным, хотя – по словам редакторов – напрямую привязать к «молодежности» его можно лишь условно. Среди классических русских произведений особо востребованы Мастер и Маргарита, Герой нашего времени, Евгений Онегин и, конечно два «столпа» отечественной словесности Лев Николаевич и Федор Михайлович.

В нише зарубежной классики также все предсказуемо, начиная с Шекспира и Сэлинджер, заканчивая Рэем Брэдбери и Зюскиндом. Также скачивается много развлекательной литературы уже перечисленных жанров. Велик интерес к публицистике и идеологии, постоянен к эзотерике и антиутопии.

В попытке понять ситуацию с бумажными книгами был проведен экспресс-опрос в узкопрофессиональной фейсбук-группе «Библиотечное дело». Если вынести за рамки чисто студенческие потребности молодежного читателя, можно выделить несколько интересных фактов. В печатно-книжном варианте особенно востребована классика, которую по признаниям библиотекарей, многие молодые люди с трудом могут воспринимать в электронном виде. Затем по рейтингу идут, как это ни странно, детективы – от классических, вроде Агаты Кристи или Жоржа Сименона, до ультрасовременных психологических и экзотических.

Стабильно востребована фантастика, причем хорошо берут серьезную и научную. Далее – любовные романы, мистика, околофилософская литература. В последние годы наметился серьезный спад интереса к историческим произведениям. Если про Великую Отечественную еще как-то читают, то древнерусский и доимперский периоды стали непопулярными.

Резюмируя: Современная русскоязычная молодежь по-прежнему читает, пусть по другому, пусть меньше, часто эклектически и хаотично. Многие специалисты, причастные к образованию, библиотечному делу и прочим смежным областям выражают серьезную тревогу и предсказывают будущее в самых мрачных тонах – поживем-увидим.

Автор: Екатерина Максимова
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на семейный сайт www.list7i.ru обязательна!